LT-GR-LT

Маршрут этот вызрел еще год назад, при возвращении из поездки по Белорусcии, Украине и России. Когда едешь целый день за рулем, погруженный только в свои мысли, невольно задумываешься о будущих поездках. И следующим маршрутом по моему замыслу должна была стать поездка в северную Грецию. Почему? Во-первых, там я никогда не был. Во-вторых, это колоритная горная местность, богатая памятниками истории. Ну и, конечно, кемпингами на побережье теплого-теплого моря.

Путь туда лежал по местам не менее ярким и неизведанным для меня — по Балканам. Правда, определенные опасения были. После распада Югославии, некогда большого и крепкого государства, гражданской войны и натовских бомбардировок образовалось несколько независимых  государств со своими конституциями, президентами, внутренними и внешними проблемами в виде минных полей, очагов нестабильности и локальных конфликтов.

Посидев в Интернете, я нашел адреса нескольких сербских мотоклубов. Связавшись с ними, я получил от двух из них ответы, в которых они развеяли все мои беспокойства по поводу минных полей и с радостью приглашали к себе. Ок! А зайдя на www.moto.kiev.ua, я нашел адрес байкеров, живущих в Афинах, с которыми тоже завязалась переписка. Афины, к сожаленинию, — не северная Греция, но, в любом случае, есть хоть какая-нибудь поддержка в случае непредвиденных проблем. Маршрут был полностью проработан по карте, и надо было искать попутчиков.

Разослав письма одноклубникам с описанием маршрута и приглашением в поездку, не получил ни одного утвердительного ответа. Ёханный бабай! Год я вынашивал и лелеял эту затею, и на тебе! Не расстроившись, стал собираться один. Главное, получить благословление семьи! Жена, зная мой характер, отпустила, потому что, если я что-нибудь задумал, бесполезно меня отговаривать, но сказала, что будет очень переживать. Мать, всплакнув, перекрестила. Отец, покрутив пальцем у виска, махнул рукой. Ура! Значит, дали добро! Пора в путь!

Выехал прохладным осенним солнечным утром. За 2 часа докатил до границы. Литовская таможня поинтересовалась, далеко ли собрался. На мой ответ они вытаращили глаза и спросили, не проще ли самолетом туда и обратно. Конечно, проще! Но ещё проще купить пивка и, развалившись на диване, настроить телек на канал Дискавери, и весь мир будет лежать у твоих ног! Таков был мой ответ.

Польша встретила прохладой лесов, голубизной озер и запахом свежевыкопанной картошки. Наподобие России с двумя её бедами, основная польская беда — дороги. Но, по-видимому, получив европейские кредиты, поляки усердно стали восстанавливать свои колейные и колдобистые дороги. Ремонты дорог выбивали из скоростного режима.  В итоге, не доехав до Словакии 150 км, заночевал в мотеле. Барменша, она же и администратор рецепции, предложила мне закатить на ночлег мотоцикл в бар для безопасности. Я отпираться не стал, так и сделал, чем вызвал оживление у посасывающей пиво публики.

Позавтракав, ломанул к  границе со Словакией. Но был остановлен бдительным стражем дорожного порядка на выезде из города за превышение скорости на 55 км в час. Тем самым заработав штраф в 200 евро. Сбив начальную сумму десятикратно, мотивируя дальней дорогой и скудным бюджетом, двинул далее.

Словакия встретила памятниками второй мировой войны, чем немало меня удивила. На бывшем постсоветском пространстве стало популярно разрушать и загаживать монументы, пытаясь в очередной раз переписать историю на новый лад.

Венгрия — это житница! Чем-то напоминает центральную Украину своими полями  кукурузы и подсолнечника.  Только, в отличие от Украины, все ухожено, и повсюду присутствует порядок. А еще Венгрия пахнет навозом. Я думаю, что это добрый признак зажиточности. Если есть чем ср.ть — значит, есть, что жрать!

День провел в седле мотоцикла, зарулив на обед в придорожную харчевню полакомиться знаменитым венгерским гуляшом. К вечеру стал планировать свой ночлег. Но подходящих для разбивки палатки мест не находил. Повсюду до горизонта скошенные кукурузные поля, на которых разгуливали охотники, постреливая зайцев, которых тут изобилие. То тут, то там раздавались выстрелы. Как-то неуютно ночевать в чистом поле, да и засыпаю я под канонаду плохо.

3
В городишке Бекеш заметил указатель с изображением двух кроваток. Мотель оказался обычной фермой, где хозяева оборудовали два двухместных номера для таких путников, как я. На пальцах и жестах договорившись о цене ночлега с хозяевами и рассчитавшись с ними, я вдобавок подарил им припасенные в дорогу сувениры. На что в благодарность от них получил буханку ароматного венгерского хлеба и головку козьего сыра, производимого на этой ферме. Очень милые и добрые люди!

Сербская таможня встретила приветливо, но тщательно досмотрела все кофры на предмет наличия там золота, кокаина с гашишом и калашниковых. От границы до Нового Сада рукой подать, и я не спеша катил,  наслаждаясь по-летнему теплой погодой. На въезде в город меня встретил Боян Апич из мотоклуба “NS Riders”, сопроводивший меня до мотокемпинга, где уже меня поджидали местные байкеры, празднующие закрытие летнего мотосезона.

Установив палатку и  раздарив сувениры, уселся к ним за стол пить пиво. Задав вопрос Сергию, хозяину мотокемпинга, о сегодняшней и завтрашней программе, получил ответ. Сергий, почесав броду и на секунду задумавшись, выдал, загибая при этом пальцы на руке: “Ракия, ракия, ракия, пиво, и…. если, конечно, захочешь — девочки!” Программа меня вполне устраивала!
Но ракия с пивом при всей своей калорийности не придавала организму сытости. И к вечеру организм потребовал твердой пищи. Попкорн, нажаренный Сергием, я употреблять не стал и  вытребовал у него назад буханку литовского черного хлеба, подаренную ему по приезду. Нарезав, нажарив его на постном масле в аппарате для приготовления попокорна, посолив и натерев жареный хлебушек чесночком, я получил нехитрую традиционную литовскую закуску как для пива, так и для ракии. Поужинав сам и угостив сербов, заслужил массу восхищений моими кулинарными способностями и благодарных слов о литовской кухне. Хлеб под пиво? Для них это было открытие! Просто у них принято пить пиво без закуски. Вот что значит нетрадиционный сербский напиток!

На второй день прибавилось народу, прикатил даже один  байкер из Алабамы. Не специально конечно, а проездом. Все его звали Даком. Он типичный американец.  Абсолютно не употребляющий алкоголя, будучи в центре внимания, он с большим трудом догонял сербские шутки, приколы и анекдоты. День прошел в веселье, застолье и общении!
4 5

На утро Игорь, тезка мой, с которым я познакомился на закрытии сезона, сказал, что сегодня меня уже ждет Томас, президент клуба “Easy Riders” из Скопье,  Македония.  Я попытался отказаться, Македония по моему маршруту лежала транзитом. На что я получил  предложение: “Заедешь к Томасу хотя бы на кофе!”. Ок! На кофе можно! И в итоге завис там на два дня, о чем не жалею.

Скопье — столица Македонии — расположена в долине между гор. Довольно пыльный, запущенный, с суматошным городским движением, подчиняющимся не правилам, а местной людской логике. Сильное впечатление о городе оставил стальной крест высотой 76 м, установленный на вершине горы. Это предмет гордости македонцев. Проект и монтаж осуществлен силами этой маленькой страны. Колоссальная металлическая конструкция впечатляет своей монументальностью, ажурностью и красотой.

Томас, бритоголовый крепыш с татарской бородкой, президент местного мотоклуба, радушно принял меня, разместив на ночлег в отеле, принадлежащем лохматому и бородатому Вуку, одноклубнику и другу Томаса.

6 7 8 9

Македонская кухня очень вкусная, как и на всех балканах. Это ароматное мясо, обилие приправ и овощей. Ну и, конечно, ракия, которую гонят не только из винограда, но и из тута, яблок, сливы, груш. Попрощавшись с гостеприимными македонцами, на раз и два долетел до границы с Грецией. Но еще раз, изменив маршрут по совету Томаса, пошел не на Салоники, как предварительно было мною запланировано, а ближе к Албании на Касторью, и далее по центральной Греции на Афины.

Греки, взглянув на паспорт, пожелали счастливого пути, и я пошел по горным серпантинам. Невозможно ехать и созерцать окружающие тебя красоты. Дух захватывает после каждого поворота от окрывающихся  глубин, высот и далей.  Чтобы не загреметь вниз по живописным склонам, я вынужден был периодически останавливаться и питаться той красотой, чистотой воздуха и запахами, струящимися по ущельям. Горные ключи оборудованы и отделаны заботливыми руками местных монахов. У каждого родника небольшая парковка, где можно остановиться попить чистейшей горной воды. Окончательно обалдев от горных красот, не заметив нужного поворота, я ушел с основной трассы и, заплутав в горах, решил остановиться на ночлег.

Свернув с асфальта вверх по каменистой дорожке, выехал на небольшое плато, заросшее колючими кустарниками типа нашего можжевельника и ежевики. Разбив палатку,  задумался об ужине. Те красоты, сопровождавшие меня в течение всего дня, которые я поглощал без меры, оказались пищей духовной. И отложились они в моем мозгу, а не в желудке.  Ревизия кофров показала, что из съестного есть пачка соленых орешков, бутылка “Боровички” — можжевеловой водки, купленной в Словакии, и граммов 200 минералки. Пить охота, спасу нет! Но разум возобладал над голодом! Воду надо экономить, ведь с утра жажда еще сильнее будет. Шарахнув “Боровички”, запив малюсеньким глотком воды, принялся за орешки. “Боровичка” подействовала положительно, и чувство жажды притупилось.

Решив сфотографировать в потемках свой бивуак, присел на коленку и щелкнул фотоаппаратом. От фотовспышки в соседних кустах вдруг кто-то сорвался с места — к счастью, в направлении от меня. Ага, если бегут, значит, боятся! Для устрашения я сделал еще пару контрольных снимков со вспышкой по окрестным кустам и для пущей уверенности запулил туда пару увесистых булыжников. Не дожидаясь ответного наступления, отхлебнув для храбрости еще “Боровички”, отправился спать. Ночью, правда, наверное, тот самый “кто-то” постоянно шлялся вокруг палатки, шумно принюхиваясь к ней и мотоциклу.

На утро, допив остатки воды, скатившись  с горы, выбрался, наконец, на дорогу, ведущую к Метеоре. День выдавался отменный! Омрачало одно — подшипник переднего колеса, люфт которого я обнаружил еще в Сербии. При въезде в Грецию в горах был первый предупредительный выстрел — на спуске с горы прикусило на мгновение переднее колесо. А это значит,  что сепаратор подшипника начал сыпаться, и как скоро заклинит колесо – одному богу известно. На подъезде к Метеоре прикусило переднее колесо во второй раз. Понятно, второй предупредительный выстрел! Насладившись в Метеоре красотами тамошних гор, непохожих ни на какие другие в мире, с расположенными на вершинах монастырями, я неспешно катил вниз по серпантину, созерцая окрестности. И в городе с символичным названием Кастраки сепаратор подшипника рассыпался окончательно, сбив шарики подшипника в кучу. Третий выстрел на поражение! И я, виляя передним колесом, поскрёбывая тормозным диском о суппорт, подкатил к магазину, торгующему скутерами. Тамошний мастер, оценив ситуацию, сказал, что проблем с ремонтом нет, и послал меня куда подальше —  в таверну, часика на 2-3, чтобы не мешал работе. Перекусив сувлаками — греческим шашлыком — и забрав из ремонта мотоцикл, двинул далее.

10 11

Минуя Трикала и Ларису, я мчался к Афинам. Но, увидав слева блеск моря, тормознул и остановился в кемпинге на ночлег. Приветливые хозяева кемпинга были немало удивлены моим появлением. У них в такую пору уже мертвый сезон. Разложив палатку у самой воды, поужинав тем, что предложила  хозяйка кемпинга, я распластался на берегу, просматривая фотографии своей поездки.

Идилии помешал подошедший мальчик лет 6  —  внук хозяйки. Что-то спросил меня на греческом, я в ответ развел руками. Затем он на пальцах попросил меня сфотографировать его. Но проблем!  Фотоаппарат цифровой, пленки не жалко! Щелкнул пару раз его, показал ему снимки. Он, рассмеявшись, убежал, вернулся через минуту уже с дружком, немного постарше его, и знавшим одно слово по-английски — “Ю!”.

12 13

И тут я вспомнил сюжет мультфильма “Каникулы Бонифация”! Ребята, крича мне: “Ю, чик, чик!”, просили сфотографировать  их вместе. Но проблем! Они, кривляясь в объектив и смеясь, рассматривали свои фото, требуя еще и еще. Минут через двадцать фотосессии я незаметно отключил фотоаппарат, на пальцах объяснив им, что батареям кирдык. Они, расстроившись на мгновение, уже тащили меня к мотоциклу.  Спросив у меня разрешение, по-обезьяньи вскарабкавшись на сиденье, с интересом изучали назначение кнопок и переключателей, периодически меняясь местами с переднего сиденья на заднее, окончательно разошедшись стали раскачивать мотоцикл, стоявший на боковой подставке. Поняв, что падения мотоцикла не избежать, я закончил и эту игру. Опять растянувшись у моря с журналом “Мото”, я обнаружил себя в окружении уже трёх мальчишек! Теперь они попросили полистать мой журнал. Они рассматривали  картинки, листая все быстрее и быстрее страницы свежего журнала, купленного на кануне отъезда, и я забеспокоился о его сохранности.  Но тут их позвали родители. Попрощавшись с ребятнёй, я обнаружил, что солнце уже зашло, и пора самому спать. Вот так незаметно прошел вечер. Завтра путь на Афины!

14
Афины — огромный город с невысокими постройками (сейсмическая зона), односторонними узкими улицами в городских кварталах и бешеным движением на основных магистралях города, где все участники движения — автомобили и мотоциклы, несущиеся между ними, — постоянно перестраиваются, и  обгоняют друг друга! Это чем-то похоже на броуновское движение, но в одном направлении. Вообще жители Афин — народ не издерганный, не суетливый и размеренный, в отличие от столичных горожан других стран. Но стоит только грекам сесть на мотоцикл или в автомобиль, они преображаются. Их скоростная езда отнюдь не безобразна, достаточно точна и виртуозна. Особенно у мотоциклистов, которые перекладывают свои аппараты типа “Africa Twin” в потоке машин, как скутера.

15

Вообще, в Греции очень популярен класс эндуро мотоциклов, который, на мой взгляд, составляет половину мотопарка. Скорее всего, потому, что формат мотоцикла позволяет безболезненно продираться сквозь скопище машин, не цепляя зеркала  легковых автомобилей. Да и на узких улицах преодоление пробок порой возможно лишь по тротуарам и ступенькам. А за город, на пикник в горах либо на дикий пляж,  добраться можно только по каменистым дорогам и тропинкам.

Добравшись до порта Пиреа, встретился с Ромкой, переписку с которым вел более полугода, еженедельно, а порой и ежедневно перекидаваясь письмами. И вот она, долгожданная встреча! Сграбастав его в свои объятия, я, признаюсь честно, обронил в душе скупую байкерскую слезу. Было в нем для меня что-то родное и доброе. Познакомился  с его другом Петром,  остроумным, неунывающим парнем и весёлой, матершинной подругой Петра Натальей. Четыре дня, проведённые в Афинах, пролетели незаметно. Они по очереди и все вместе организовывали мой досуг. Я, в свою очередь, Петру с Ромкой, любителям пива,  так же, как и сербам,  нажарил литовского ржаного хлеба с чесноком. Хлеб за 10 дней и 3000 км пути, проведённых в кофре, не только не заплесневел и не зачерствел, а даже, на мой взгляд, стал еще вкуснее и ароматней!

17

Распрощавшись с гостеприимными афинскими друзьями, рванул домой. За день пролетев Грецию с юга на север, пересёк Македонию, попав в тамошних горах в страшную грозу, в которой порывы ветра с дождём валили гружёный мотоцикл с боковой подножки, а всполохи молний слились в спошной стробоскоп.

Въехав в Сербию под мелкий дождичек, направился в Ниш к Горану, телефон которого дал мне Томас из Скопье. Горан, ветеран и инвалид югославской войны, принял и приютил у себя дома. Потеряв на войне ногу, получив 5 ранений, он ездит на мотоцикле с коляской. В прошлом году по приглашению “Ночных волков” он посетил Москву с друзьями из сербских и македонских клубов. Радушию балканскому нет предела! Ошибся я, расчитывая уехать рано утречком. Завтрак затянулся до обеда! Пока все одноклубники Горана не поздоровались и не пообщались со мной лично, меня не подпустили к мотоциклу.

Обратный путь лежал по знакомым местам — Сербии, Венгрии. Заметно похолодало. В 7 утра в горах Словакии было +3 и туман, ограничивающий видимость до 4 метров. Польша опять выбивала меня из графика ремонтами дорог, но желание скорейшего прибытия домой подстегивало. И в полночь, когда вся моя семья уже спала, я, пыльный, уставший и счастливый, ввалился домой под радостный визг моей собаки, день и ночь напролёт после моего отъезда поджидающей меня у ворот.

1820
В итоге за две недели преодолел 6020 км, подружился с массой новых, добрых и отзывчивых людей. На следующий год планирую поездку  туда же,  но уже с акцентом на Сербию, Черногорию, Боснию и Македонию. Классно там!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.